В учебнике английского, изданном до коронавируса, говоря о будущем, большой акцент делается на виртуальном образовании. На вопрос, какие будут школы и классы, ответ предлагается такой: все больше будет виртуальных школ и классов. И многим из нас тоже так казалось. Но после виртуального прошлого учебного года появилось совершенно противоположное убеждение.
Фейсбук собирается перезагрузиться, создать что-то такое, где человек будет находится много времени, своебразный вируальный мир для всего. Необходимость реформации вызвана тем, что надежды людей не оправдались. Не удалось создать нечто постоянное, сущностное и необходимое для человека. Человек не может жить постоянной надеждой. Он долго ждал и надеялся, но не случилось. Тебе шлют уведомления, у тебя расширяется круг подписчиков и друзей, у тебя много размещено материалов. Но настоящего не происходит. Все пустое. Будущее тоже становится пустым. Его просто нет там. Настоящая жизнь и настоящее будущее в другом месте. Люди начинают искать это настоящее вне социальных сетей. Социальные сети, чувствуя это, буду проводить перезагрузку и вновь постараются обнадежить людей. Однако, на мой взгляд, это у них не получится.
Все больше хочется обратиться к классической литературе. Сейчас читаю «Униженные и оскорбленные» Достоевского. После значительного перерыва и блужданию по интернету книга вызвала у меня бурю эмоций и мыслей. Это все о нас, о живых людях, о жизни настоящей. И я по такому соскучился.