Я уже более тридцати лет работаю преподавателем английского и веду дполнительные занятия для школьников. Обычно это во второй половине дня и вечером. Ко мне приходят разные детки. Кто-то развивается быстро, другие же продвигаются медленнее. А некоторые очень медленно.
Есть школьники с логопедическими проблемами. Были ученики, у которых были проблемы со слухом, и они носили слуховые аппараты.
Есть дети, которые проявляют большой интерес к занятиям, а есть такие, кто не проявляет никакого интереса.
К примеру, сейчас у меня есть группа 5-8 класса, которые пришли все в этом году. Изучаем самый начальный уровень. Почему такого разного возраста в одной группе? Ну, потому что у всех одна и та же проблема - отсутствуют базовые знания английского языка. А также нет привычки работать в паре, вести диалог с партнером. Да и как вести, если не можешь ничего сказать правильно, задать самый простой вопрос и ответить на него.
Кроме того, трудно было вначале заинтересовать предметом изучения, привлечь их внимание к материалу, побудить следить за ходом урока, слушать других учеников и запоминать изучаемый материал. Поэтому на первых порах приходится применять метод учитель-ученик. То есть учитель работает очень активно с каждым учеником по очереди. Исправляет неправильное произношение слов, тренирует грамматические и лексические структуры. И педагог старается сделать так, чтобы ученики начали правильно произносить простые фразы. Именно произносить, проговаривать эти фразы устно. Вот с такой тренироки начинается устная речь ученика.
Через четыре месяца происходят разительные перемены. Ученики начинают понимать английскую речь учителя, сами становятся способны общаться с партнером на простом английском. У них появляется интерес к предмету, потому что они могут уже самостоятельно что-то сказать и прочитать. Перемены в учениках происходят разительные. Когда они только пришли, кто-то забивался в угол на задней парте, кто-то по три раза выбегал в туалет, кто-то боялся что-то сказать, кто-то просто разговаривал с соседом по парте, кто-то пытался даже что-то читать в телефоне.
А сейчас я вижу в классе учеников, которые повеселели, выглядят уверенно. Девчонки стали приходить на урок в нарядной одежде. То есть ученики даже внешне стали другими. Они стали получать на моих уроках хорошие и даже отличные оценки. Что будет дальше? На моих глазах группа из очень слабой и раздробленной превращается в хороший, активный и сильный класс. Появились те, кто вышел вперед. Появился авангард, который ведет за собой других.
По большому счету самая большая проблема решена. Мы сформировали активных, заинтересованных учеников, мы изменили их отношение к английскому языку, а, может быть, к учебе в целом. Кульминацией стало событие, когда ученик, который раньше лежал на парте, сказал в конце урока, что для него урок длился минут десять. На самом деле он длилися 45 минут. Но ученик был занят интересным делом, и время пролетело для него незаметно. Это говорит о том, что он заинтересован в том, чтобы узнавать новое и улучшать свой английский. А это значит, что развитие далее пойдет очень быстро.
Да, есть разговоры о том, что на наших уроках происходят чудеса. Ученик был слабый, ничего не хотел делать, а на наших курсах через несколько месяцев стал совершенно другим человеком. Как такое может быть? А дело в том, что потенциал есть в каждом человеке. Задача учителя в том, чтобы его раскрыть, вселить уверенность в своих силах, научить учится.
Нужны ли дополнительные занятия? Наша работа и результаты доказывают, что нужны. Мы многих слабых учеников превращаем в хороших и даже очень сильных. Это самым положительным образом сказывается на обстановке в тех классах, где они учатся. Более того, если бы были интересные дополнительные занятия по другим предметам, то это было бы еще лучше. Это позволилио бы слабых учеников сделать хорошими. В каждом классе было бы больше учеников, для которых было бы престижно хорошо учится. Ведь не секрет, что сейчас очень многие ученики имеют слабый интерес к учебе. Гораздо лучше иметь класс, в котором преобладает положительное отношение к учебе, чем такой класс, где большинство учится не хочет. А это очень и очень большая разница. Как правило, в таком слабом классе серьезные проблемы с дисциплиной. Многие учителя устают бороться с такими классами и уходят из школы. Так вот дополнительные занятия могут такую ситуацию в классах изменить коренным образом.
Мы давно уже предлагали с помошью государства создать в больших школах в микрорайонах Риги вечерние гимназии, в которых бы работали выдающиеся преподаватели. Чем это плохо? Преподаватели в такие гимназии набирались бы по конкурсу. Оплата за их труд была бы очень высокой. Они должны иметь в своем распоряжении классные лаборатории для работы, самое лучшее оборудование и современные средства обучения, чтобы они могли не только обеспечить высокий уровень обучения, но где они могли бы проводить вместе с учениками научные исследования. То есть речь идет не только о работе со слабыми учениками, но и о дальнейшем развитии талантов, будущих инженеров и ученых. Нужно ли все это? Кто-то говорит, что ничего не нужно. Все и так у нас хорошо.
Оценка эксперта